Педагогика наизнанку

Педагогика наизнанку.

Давайте поговорим о том, как родителям и детям стать ближе друг к другу…

 Ребёнок и взрослый, два разных мира, как порой не просто им встретиться и понять друг друга. Конечно, каждый родитель хочет дать своему малышу самое лучшее, быть для него лучшими мамой или папой, каждый родитель хочет вырастить умного, счастливого и способного реализоваться в этом мире ребёнка. Сейчас, в нашем современном мире, у нас достаточно много возможностей  для этого — супер-развивающие игрушки и занятия, супер-методики, благодаря которым, мы с раннего детства постоянно обучаем наших детей. Учим алфавиту, грамматике, английскому языку, учим правильно рисовать, петь, танцевать и т.д. И всё это замечательно и нужно.

 

Но, часто ли мы задумываемся, а  в чём на самом деле нуждается наш ребёнок сейчас? Всегда ли мы в наших отношении к нему, требованиях и ожиданиях учитываем  его возраст, а с этим и его возрастные возможности  и потребности? Всегда ли мы учитываем и знаем темперамент и особенности нашего ребёнка? Является ли важным для нас сейчас,  как он себя чувствует, чего он хочет, как он проявляется?…Как ему вообще в этом мире? … Легко или сложно?… Как ему с нами?… Как ему с самим собой…

 

Возможно, ответы на эти вопросы являются не какими-то абстрактными и риторическими, а действительно важными, способствующими вырасти нашему ребёнку более счастливым, уверенным в себе, чувствующим опору и поддержку.  Но ведь именно эти ответы помогут Вам лучше понимать друг друга, уважать, ценить, принесут в вашу семью ощущение понимания, тепла и любви.

И, оказывается, чтобы получить эти ответы, не обязательно торопиться, советоваться с педагогами и знающими людьми, а что же сейчас необходимо моему ребёнку? Иногда достаточно просто остановиться и присмотреться к малышу и понаблюдать за ним …. не вмешиваясь, не советуя, ничему не уча, просто побыть вместе… И тогда, в таком совместном пребывании, вы узнаете о своём ребёнке очень многое.. Например, что он не просто гиперактивный малыш, а настоящий исследователь нового пространства, и что он не просто хаотично бегает, много говорит, суетится, а на самом деле  он так осваивает этот мир, так набирает свой опыт о пространстве, предметах, людях.

 

Запомните, у любого ребенка непременно есть своя цель и суть, ради чего он совершает то или иное действие. Зачастую родители оценивают своего малыша с позиции взрослого. Например, им кажется, что если ребенок невнимательно слушает или почему-то убегает, то значит ему не интересно или он ничего не понимает…. На самом деле все может быть не так, как кажется взрослому. Ведь в  такие моменты ребенок проявляет  свой способ усвоения и познания происходящего, происходит его внутренняя уникальная переработка информации.

Попробуйте провести небольшой эксперимент: если  ваш ребенок не сигнализирует о том, что ему плохо (не плачет, не кричит), никого не обижает, не портит имущество, то расслабьтесь и дайте ему возможность именно так исследовать мир, не одергивайте его, не критикуйте, не останавливайте, а просто наблюдайте за ребенком, поддерживая его взглядом или помогая словами. Ведь  наши дети очень нуждаются в простом отражении своих действий, а не бесконечному их обучению или развитию.

 

Любому взрослому важно научиться переводить телесные действия  ребенка в слова. Например, ребенок долго и упорно стучит по какому-нибудь предмету и вам кажется, что это бессмысленные действия, но на самом деле он в этот момент многое узнает про себя, про свое тело, про то, что он уже умеет или не умеет делать, про предмет и его свойства т.д.  Чтобы лучше понять в этот момент ребенка, самый простой способ – физически сделать то же самое и то, что вы почувствуете и ощутите, перевести в слова. Попробуйте не оценивать действия ребенка, не говорить плохо это или хорошо, правильно или не правильно, жалко или не жалко, а переведите все это на уровень ощущений – твердо-мягко, громко-тихо, больно-приятно, отразите его реакцию – нравится-не нравится, весело-грустно… Вслух проговаривайте все его действия и при этом смотрите на него, наблюдайте за ним, и  если вы сумеете попасть в его реальность, то вы увидите большую благодарность в его глазах, и  он откликнется. . .

И тогда его поведение уже не будет казаться бессмысленным хаосом, и вам не придется сравнивать своего такого неугомонного малыша с другими, более усидчивыми детьми, так как вы будете точно знать, что за всеми его действиями, есть его собственный уникальный смысл, и благодаря этому он растёт и развивается.

 

Или, присмотревшись к нерешительному и очень скромному малышу, вы сможете рассмотреть за его осторожностью и тихим поведением тревогу, которую он испытывает в новом пространстве, при встрече с новыми людьми  и тогда, увидев суть его такого поведения, вы сможете вовремя помочь ребенку, начнёте искать ответы на правильно увиденные и поставленные вопросы. Хотя, быть может за тихим и скромным ребёнком скрывается не тревога и страх перед миром , а его особый способ изучения и наблюдения за происходящим, возможно, это  просто будущий философ, мыслитель, который любит быть в стороне, присматриваться, изучать … И если это понимать и поддерживать, не осуждать и не осмеивать, вы обязательно вместе сможете найти нужную сторону для развития талантов вашего ребёнка.

 

Секрет воспитания прост — будьте с вашим ребёнком  в его процессе, присоединяйтесь к нему, играйте в его игры, отражайте его действия через слова, ощущайте этот мир как он, дышите вместе с ним, слушайте его, смотрите на него… присматривайте и изучайте своего малыша, наблюдайте и уважайте его проявления в этом мире… будьте рядом и поддерживайте детей своей безусловной любовью… И тогда вы дадите ребенку бесценное ощущение, что его видят, замечают, принимают и не осуждают. Ведь каждый из нас нуждается в принятии и ощущение ценности самого себя.

Такое простое следование за ребёнком, уважение его процессов, возвращение ему его телесных действий через слова помогает ребенку осознавать себя как отдельного человечка, личность, а значит и взрослеть быть счастливым!

 

Успехов Вам в воспитании и Любви,

 

Анастасия Титова, детский психолог

Марина Якупова, педагог