Адаптация к школе.

Вопрос: «Мой ребенок пошел в первый класс, стал жаловаться на усталость, утром плохо встает, отказывается идти в школу.  Как помочь моему ребенку, ведь он  сам стремился поскорее пойти в школу, а сейчас отказывается.»

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, компьютерными играми,  приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника впервые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, значимые изменения в поведении (чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность), депрессия и чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников   трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

У разных детей период адаптации  оказывается различным, но для успешного  обучения  необходимо, чтобы ребёнок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя. Специалистами  службы «Академия развития» разработана программа «Хочу учиться»,  которая поможет Вашему первокласснику быстрее адаптироваться к новым условия (режиму дня, распорядку занятий), а также  осознание важности изменения своего статуса: “я уже ученик!”.