Реченька — разговор с логопедом.

Развитие речи малыша во многом зависит от внимания заботливых родителей. Период активного становления речи приходится на возраст 2-6 лет, и это то время, когда родители должны помогать своему ребенку обогащать словарь и воспитывать правильную речь.

Вопрос: Моему сыну 2 годика, но он не полностью проговаривает слова, например, вместо пить говорит «пи», вместо играть говорить «агать», хотя четко произносит «мама», и «папа», «би-би». Является ли это нарушением речевого развития?

Есть определенные нормы развития речи. Так, в 2 годика малыш активно занимается звукоподражанием и пользуется фразовой речью. И Вы можете ему в этом помочь, постоянно разговаривайте с ним, обозначайте словами все его действия, давайте разные поручения, четко проговаривая слова — дай, покажи, принеси и пр. Но, помните, что все должно проходить исключительно в игре. Например, поиграйте с игрушечной собачкой — пусть ребенок с ней поздоровается, а собачка «ответит» — «ав-ав», потом «покормите» ее, а собачка «поблагодарит» — «ам-ам» и т.д. Пение также очень помогает в формировании речи. Не паникуйте прежде времени, занимайтесь с малышом, играйте, пойте и Ваш малыш непременно заговорит!

Если ситуация не меняется,  нужно обязательно проконсультироваться с детским логопедом.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

Подсказка для родителей — на что же обратить особое внимание:

если в 3-3,5 года

— ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

— в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

— он не повторяет за Вами слова;

— Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

— у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов);

— не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

— все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

— ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке;

— допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных — предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у логопеда.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Важно: к семи годам у ребенка должны быть чистое звукопроизношение и грамотная речь, язык в этом возрасте — это не только средство общения и мышления, но и предмет сознательного изучения, т.к. в этом возрасте начинается активное обучение чтению и письму!  Дорогие родители будущих первоклассников, обратите на это особое внимание!

Если Вы заметили какие-то отклонения от нормы, обратитесь логопеду. Логопед скорректирует звукопроизношение, увидит и предупредит другие нарушения речи, подготовит ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтения. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Оптимальный возраст, когда можно начинать заниматься — 3 года, но если Ваш ребенок «молчун», стоит обратиться уже и в 2 годика. С детьми младшего и среднего возраста работа логопеда направлена на расширение словарного запаса, становление грамотной речи, формирование правильной артикуляции и т.д.

И помните, что именно речь взрослых – образец для детей. Если словесное общение между ребенком и взрослым минимально или отсутствует, то у ребенка замедляется или даже прекращается процесс нормального речевого и психического развития и даже прекращается. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

 

Удачи Вам в воспитании и развитии Ваших детей,

Глинских Наталия Васильевна, логопед 1-й категории.